Кто он, первый фотолюбитель Кубани? Колдовал ли он над посеребренной пластиной дагерротипа, снимал ли на бумажный негатив или поливал стеклян-ную пластинку коллодионом? Нет ответа… Если фотограф-профессионал для привле-чения клиентов должен был рекламиро-вать свое заведение, то любитель в выве-ске не нуждался. Фотографии любителя зачастую анонимны: получая удовольст-вие от самого процесса съемки, он удов-летворял собственное честолюбие в кругу семьи и сослуживцев. Набившая оскомину истина: «Искусство требует жертв» при-менительно к фотографии должна звучать так: «Фотография требует материальных жертв». Такие жертвы мог себе позволить сравнительно обеспеченный человек.
Несомненно, упрощение фотопроцесса и удешевление фотоаппаратуры увеличило армию фотолюбителей, желавших запеча-тлеть своих близких и красоты окружаю-щей природы. Некоторые имена бескоры-стных любителей светописи донесли до наших дней разные источники: газеты, фотожурналы, архивные дела. Нам стала известна малая часть этих людей: сотник А. А. Пяновский, есаул Н. С. Ремизов, Н. Головачевский из Новороссийска, вы-дающаяся личность - Е. Д. Фелицын, сту-дент Н. Л. Минервин. Множество любите-лей появилось в начале ХХ века, некото-рые объединились и создали Кубанское фотографическое общество (1909).
ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ФОТОГРАФИЯ 1860-1917